17.10.2011

Вопрос дня - ужасные дети или ужасное время?

Статья написана в рамках 9-го Блогмарафона "Детство".

   Регулярно заходя в учительскую, приходится слышать   множество дебатов по одному из главных вопросов, я бы сказала ВОПРОСУ ВОПРОСОВ, стали ли наши дети ужаснее или ужаснее стало время?

    В коллективе, состоящем из педагогов разного возраста - много мнений, иногда острых, тема, которую я хочу сегодня развить обсуждалась в учительской 1 день, НО на каждой перемене.   Исключительно для марафона я ее "законспектировала. "
        Педагоги среднего возраста старались оправдать молодежь - время сейчас действительно стремительное, все поголовно заняты добыванием денег - мы, взрослые, мало внимания обращаем на нравственность и мораль, поэтому и детей винить в жестокости не нужно. Но так ли это? 
             С этой мыслью все "стартанули" на первый урок...8.00.
    8.50. Вернулись уже с погрустневшими глазами, потому что пришли к выводу о том, что  у многих детей нет ценностей и цели в жизни, их жаль...
      " Но есть и другой взгляд на этот вопрос - новое поколение очень предпримчиво, пластично, легко к усвоению всего нового, видит свое предназначение в жизни и программу его выполнения.  Наверное тут все же играет свою роль гибкость мышления и поведения, " - высказалась учитель Информатики...позитивненько.  

       9.40.  Кто то завидует нынешнему поколению - а все потому что у них есть возможность быть разными, не одинаковыми, с такой фразой в учительскую зашла Завуч (Администрация не выдержала и решила возглавить диспут) У детей  -  есть выбор. И как часто они выбирают игрушки, связанные с насилием, фильмы про вампиров, музыку "клубняк", а ведь создаем это мы- ВЗРОСЛЫЕ! Только от нас ВЗРОСЛЫХ зависит будут ли равняться дети на героев -монстров или на знамя. ..Задумались..

 10. 30 - Большая перемена...
        Кажется однозначного ответа на этот вопрос быть не может, (решила учитель русского языка, очень эмоциональная женщина). Время может быть трудным, не простым, интересным - но не ужасным! Дети тоже не бывают плохими и ужасными, а вот поступки совершать плохие могут. К сожалению наше время действительно не способствует воспитанию доброты и чуткости, и не смотря ни на что возможностей больше стало не у всех - особенно на переферии. 
         Что тут началось! В этот момент в дверях картинно приосанилась заместитель директора по воспитательной  работе, которая как раз вернулась с заседания комиссии по делам несовершеннолетних.

" ...Ой - ой - ой,  а розовые очки все же надо снимать! Не бывает плохих детей...Дети бывают всякие, как и всякие взрослые. Те , кто в каждом ребенке видит ангела - уже просто юродивые...Дети у которых ассоциальность налицо- нуждаются не в личении, а в наказании. По полной! "- высказала свое мнение Любовь Викторовна..На многих лицах брови сдвинулись - разговор принял тяжелый оборот.

"Очень простой пример., - продолжала Л.В. - Мальчик с очень трудной судьбой. Родители - алкоголики. Возбудимый, неуправляемый, на взгляд учителя - гиперактивный. Девочка-соседка по парте - этого мальчика чем-то огорчила. Мальчик ее толкнул, она упала со стула. Результат - саркома Юинга. Через 7 месяцев девочки не стало. А папа девочки взял ружье и застрелил мальчика с трудной судьбой. Папа сел, конечно. Знал, на что шел. Мы - люди. И не нужно прикидываться ангелами." 

             С этими словами она торжественно удалилась, а в учительской повисла тишина.
12. 25   

       "А я бы вообще не рекомендовала работать с детьми тем, кто считает, что они ужасные и кому их жаль... По-моему, к детям нужно подходить с другими чувствами! При этом я, конечно, не в розовых очках. Есть среди детей и агрессивные, есть даже дети-преступники - как и среди взрослых. (Но никто не ставит вопрос так: "Ужасные ли взрослые?") -вступила в бой психолог школы (Интересно кто ее позвал?)  
          Я работала и в общеобразовательной школе, и в элитной гимназии, а два года - в реабилитационном центре для подростков, "попавших в трудную жизненную ситуацию", - так мы их называли. Занималась психолого-педагогической коррецией. 

   Дети наши курили, токсикоманили, дрались иногда до крови и увечий... Но они при этом были детьми! И мы им помогали: уважая в каждом из них личность и её проблемы. Старались дать всё то, чего они были лишены дома. Через полгода (кто-то через год) уезжали со слезами - жаль было расставаться. Не потому, что все они на 100% становились адекватными (мы понимали, что они возвращаются в окружение, благодаря которому и стали трудными). Но мы им дали шанс быть другими, дали опыт человеческих отношений. Прошло пять лет с тех пор (центр закрылся, я опять работаю в школе). А недавно ВКонтакте меня нашли несколько выпускников центра. Сколько было обоюдной радости!!!"

    Сколько людей, столько и мнений. И с каждым в чем-то согласишься.Но все же, на мой взгляд, время сложное. Время возможностей для одних, и время отсутствия возможностей для других.

     Как жить родителям с з/п 2,5 тыс и даже 5тыс? Как этим родителям растить своих детей?(Хорошо рассуждать, если имеешь возможность обеспечить своих детей, живешь в более-менее успешном городе или столице.) Посмотрите, сколько вокруг нуждающихся детей ( и их бедных родителей).Но ведь всех их домой к себе не заберешь...  

Проблема-то проста, как три копейки.

     Родители нынешних учеников - это те, кто в девяностых увидел взрослых растерявшимися и неспособными на что-то влиять, что-то изменить. А значит для них опыт прошлого поколения - пустой звук. Это нужно просто пережить. Трудно, но надо.

      Всегда были взрослые-скоты и дети, из которых эти взрослые вырастают. Мы можем только попытаться донести, посеять "светлое, доброе, вечное". Прорастет ли? От нас часто не зависит.

  Но это не значит, что сложим лапки и не будем пытаться.

Будем! А иначе - зачем выбирали профессию?

Если все взрослые будут показывать только положительный пример собвенной жизнью, уметь объяснять почему мы не довольны поведением детей, КАКИЕ МЫ - САМИ ВЗРОСЛЫЕ?

  Дети - это наше зеркальное отражение. Только краски у этого отражения контрастнее и процессы протекают быстрее. Дети очень хорошо чувствуют фальш. А где и кто сейчас обходится без вранья? Все социальные институты, и школа в том числе, этим недугом заражена. А семья? У нас остался еще такой институт? Ведь именно в семье формируется человек!!! Вот и приходится учителю быть нескончаемым источником доброты и веры в хорошее будущее!!!!

У вас другое мнение на этот счет?

30 комментариев:

Галина Исаева комментирует...

Ох, какая трудная тема.Как-то всё съёжилось внутри...это ведь не выдумано, это действительно есть.Дети, как продукт своей среды.Как вырастить ребёнка, дать ему всё за мизерную зарплату и убедить его не завидовать и не сравнивать? И говорить об ответственном шаге заиметь ребёнка-уже поздно...Ребёнок уже есть, а ответственности нет.
Как раз сегодня вдруг возникла такая тема у нас с детьми.Пришёл парень-электрик,работает...Мы его с детства знаем, всю семью знаем.И вспоминаем...Четверо в семье, папа пьёт,мама бьётся...иногда и в прямом смысле-с папой.Девочка в семь лет разговаривает только матом...живут впроголодь.Двое детей вырастут,сколются и сопьются... вдогонку за папой...А вот этот младший,вырос, женился, растит сына,учится уже после армии, имея семью.Ему трудно...но он борец.Девочка выросла, подружилась со спортом, закончила институт, живёт отдельно, самостоятельно, достойно....Они все дети одной среды и одной семьи.Кто встретился на их пути, двоим последним...??? А может пример старших от обратного? А может умное слово педагога, вовремя сказанное?Ну разве есть точный ответ...Но есть же ещё такие люди, что смогли заложить веру в "светлое, доброе, вечное" хотя бы одному, показали примером своей жизни...Не всё потеряно?

Natali комментирует...

Ирина! Здравствуйте! Ну, вот и "свиделись". Как-то в карусели дел и событий, читая комментарии на других блогах, отмечала Ваши и ждала публикации по теме "Детство" на Вашем блоге.
Понравился стиль изложения материала поднятой темы. (сама в учительской не раз бывало становилась участником подобных дискуссий).
И дети у нас учились разные, и ситуации порой складывались такие, хоть плачь, хоть меняй профессию.
Побеждала всегда Любовь.
Любовь к профессии, любовь к детям, любовь к самой жизни во всех ее проявлениях...
В Центре реабилитационном для подростков тоже пришлось поработать (по совместительству).
Дети разные, ситуации разные, взрослые "не ангелы" - но винить время не следует.
И равнодушным быть учитель, как любой взрослый не должен. Но, ведь сплошь и рядом - равнодушие и нежелание вмешиваться, пока самого не коснется.
И хорошо, что есть люди как источник доброты и веры в будущее!

Ольга Шабашова комментирует...

"...Нечего на зеркало пинять, коле морд крива..." Крылов

Светлана Сидорова комментирует...

Самим нам надо быть лучше... А дети... они хорошие, если уделять им внимание, общаться, дружить...

Татьяна Стражевич комментирует...

Вот это тема! Очень непросто в ней разобраться. Но ведь эти проблемы появились не сегодня. Они были всегда. И среди моих одноклассников были "трудные" подростки, состоявшие на учете в милиции. Трое из них пошли по "кривой" дорожке и кончили жизнь в тюрьме. И это было то самое советское время, и мальчишки были из нормальных офицерских семей, совсем не бедных. Так разве время виновато? Нет уж, в первую очередь должна быть настоящая семья и родительское внимание. Зачастую родители гонятся за еще большими деньгами и забывают о воспитании детей, попросту откупаясь деньгами и дорогими вещами. А потом говорят: "Чего тебе не хватало? У тебя же все есть!" А разве все есть? Нет самого главного - внимания и нормальной дружной семьи, в которой всегда в курсе жизни друг друга, в которой все важные вопросы обсуждаются сообща. И даже самая лучшая школа и самые лучшие в мире учителя не смогут этого заменить.

Рамиз Зайнулин комментирует...

Одного родительского внимания здесь не хватит. Нужно еще и внимание государства, кое сейчас не на должном уровне.

Алина Таранец комментирует...

Дорогая Ирина! Как же учителям бывает нелегко исправлять ошибки родителей! Но ведь бывают Учителя с большой буквы, которые отлично и оригинально справляются с такими задачами. Вот и моя учительница Екатерина Павловна, о которой я писала в своей Марафонской статье «Учительница первая моя…» работала в очень непростом классе с детишками послевоенного времени. У многих не было отцов, у многих семьи были на такой грани бедности, что трудно представить.
Были драчуны, хулиганы, насмешники. Она ко всем находила подход. Она предлагала нам выбрать самим отстающего ученика, оставаться с ним после уроков и помогать ему делать уроки. Этим она развивала взаимопонимание и дружбу.
А теперь появилось много развращающих телепередач – телеяд!
Много развращающих игр.
Родителям и учителям приходится быть в курсе, чтобы вовремя помочь ребёнку разобраться и составить с их помощью своё непоколебимое мнение. Сейчас как никогда важна дружба и доверительные отношения родителей и учителей с детьми.
С уважением, автор блога БАБУШКИН ОТВЕТ Алина Таранец.

Татьяна Зимина комментирует...

Ирина, я прямо чуть не расплакалась.
Нашелся еще один человек которого волнует то что происходит с сегодняшними ребятами.Вам как никому другому это видно. Моя близкая подруга работает в школе-она говорить, что большинству учителей сегодня все равно что там с детьми происходит-главное свои часы отработать. Мне становится страшно от того в какую компанию может попасть мой ребенок. Прикладываю все силы чтобы вырастить хорошего доброго разумного человечка, работаю над собой))) и стараюсь концентрироваться не только на благополучии своего ребенка, но и не быть равнодушной к другим. Это то, что я лично делаю сегодня, потому, что считаю это правильным.
Никого не заставляю делать то же самое, и может звучит это как хвастовство, но я бы хотела чтобы это звучало посланием - Друзья взрослые, раз уж мы все пришли к мнению, что от взрослых многое зависит то давайте что то делать, ну хоть чуточку - настолько -насколько можем,каждый на своем уровне. И мир станет лучше и дети счастливее!

Галина Жолдош комментирует...

Вот уж действительно сейчас учителям приходится непросто. Дети неуправляемые, зарплаты мизерные, условия кое-какие (у кого как). Хотя, если подумать, то когда было лучше?

И часто руки опускаются у учителей. И задаешься вопросом: "Зачем мне это?". Каждый для себя ответит.

Я считаю, что все-таки детки разные приходят в школу. И трудные, и старательные и баловники, и отличники. Несмотря на то, что у нас в школах идет уравниловка, все же нужно стараться находить к каждому подход.

Хочется, чтобы учителя выполняли не только функцию передачи учебного материала, а и воспитание моральных качеств, личностей.

Сейчас все чаще сталкиваюсь с тем, что взрослые умывают руки от воспитания, а занимаются только контролем знаний.

Хотя и учителя разные. Каждый выбирает свой путь.

Елена Метелева комментирует...

Ирина, вечную и непростую тему Вы подняли. Да, окружающая среда имеет огромное значение. Но не определяющее, не всегда в обеспеченной и благополучной семье поймут и будут уважать своего ребёнка.
И как часто в, казалось бы, невозможных условиях вырастают порядочные люди... Конечно, это здорово, что среди учителей есть неравнодушные люди, так и должно быть. Учитель не может заменить родителя, но помочь ребёнку в годы становления - его благородной дело.
Поэтому Учитель - по большому счёту не профессия, а служение...

Светлана Шаховская комментирует...

Ирина, тема затронутая Вами, действительно трудная! И ответить на неё односложно нельзя, но думать и говорить об этом надо! Жизнь убедила, что ребёнок вырастет таким человеком, какие рядом с ним взрослые! В семье, в школе, в спортивном клубе...

Ирина Сухарева комментирует...

Тема сложная. Здесь школа одна не справиться.Посмотрите на историю нашей страны.Весь 20 век одни войны и революции. Каждое поколение живет по своим законам.Дети впитывают то, что им предлагает время.Сейчас трудно педагогам, а когда им было легко? Может в советское время.Тогда все таки у учителей был авторитет.Видимо тогда государство больше внимания уделяло образованию детей. Сейчас мы пожинаем плоды девяностых. я считаю, что в школе ребенок себя должен чувствовать комфортно, особенно те у которых родители неблагополучные.Значит ребенку должно быть интересно чем то заняться и открывать свои таланты. Но это наверное из области моей фантазии.Педагогов должно поддерживать государство!

Елена Карлинская комментирует...

Я думаю, что тема трудная только если самому не менять мир вокруг себя. Но все так сложно, потому что самим приходится быстро реагировать на изменения и сильно увеличилась ответственность не только за себя, своих детей, но и за все свое и их окружение.Но самое забавное, что в результате все получается.

Гавриш Валентина комментирует...

Я работала в техникуме. Столкнулась с такой проблемой. Очень трудно что-то объяснить или доказать ребенку, если ты на пару порядков нулей хуже его одет. Научить его трудно. Он цену твоей одежды лучше тебя видит, а так он человека и ценит.

Галина Кравченко комментирует...

Я считаю, что основное воспитание ребёнок должен получить в семье. Если семья нормальная, занимается ребёнком (даже не воспитанием ребёнка, а общением с ним как с равным себе). Если есть пример со стороны родителей - ребёнок смотрит на это и перенимает, как бы копирует. Но если в семье не благополучно, если примеры только отрицательные - то очень важна в этом случае роль учителя, он должен быть для такого ребёнка как "светлый луч в тёмном царстве". Это, конечно, в идеале. А если и в школе нет поддержки, и если компания соответствующая, тянущая не вверх, а вниз, то от такого ребёнка трудно ждать что-то хорошее. Правда бывает и от обратного - в ужасной семье вырастают хорошие дети. Видно насмотрелись на родителей и решили для себя: я так не хочу. Конечно, хотелось бы всем детям помочь, но как это сделать?

Yelyena комментирует...

Крук Елена

Тема вечная. Полностью соглашусь с автором, что:"Ведь именно в семье формируется человек!!!"
Мне тоже пришлось работать в школе и в первый класс приходят полностоью сформированные по характеру дети.
Учитель должен (действительно должен) дать знания и должен (дожен?)
воспитать или перевоспитать...
Я вообще поражаюсь как настоящие учителя все это успевают.
Многие семьи из этого процесса (воспитания) как бы самоустранились. Хотя...Вспоминаю своих знакомых - и дети у них хорошие и на самотек родители ничего не пускают.
Просто какие бы времена не были всегда были разные дети и взрослые...

Оксана Адаменко комментирует...

Здравствуйте Ирина! Я всегда считала, что самая трудная профессия это учитель! Надо только знать свой предмет ОЧЕНЬ ХОРОШО, но и быть психологами чтоб находить разный подход к каждому ребенку. Это очень трудно... Поэтому я уважаю людей которые стараются из разных детей, точней характера научить жить по новому, с ДОБРОМ И ОТЗЫВЧИВОСТЬЮ НА ПОМОЩЬ. Ведь школа это второй дом, в котором дети проводят часть своей жизни!

Ольга Батырева комментирует...

Прочитав вечером Ваш пост, мягко говоря впала в кому... Особенно после яркого примера от Л.В.

Я предлагаю посмотреть на эту тему совсем с другой стороны. И по поводу педагогов и по поводу врачей.

Товарищи взрослые, ни те ни другие, нам ничего не должны, ни нам ни нашим детям. Для них это РАБОТА.

Это для нас наши дети - наша ЖИЗНЬ. Как часто мы под словами любить ребенка подразумеваем что-то своё: хорошо одеть; купить дорогую игрушку, и не просто дорогую, а такую какой нет у друзей наших чад; или прибежав вечером домой, чмокнуть в лоб и заняться своими супер срочными делами.

Как-то в поликлиника одна бабушка высказывала своё недовольство и врачами и педагогами. Все плохие, её ребенком никто не хочет заниматься (мальчик в 6 лет не говорил). На мою реплику, что для всех это просто РАБОТА, даже не обратила внимание. И дальше упивалась рассказом насколько все плохие.

Да сколько бы не делали врачи и педагоги, пока мы сами не будем заниматься со своими детьми, результаты будут равняться нулю.

Мне понравилось, что как-то на родительском собрании учительница сказала: "Просто любите своих детей! А строжиться с ними я буду сама".

Ведь это так просто найти хотя бы 15-20 минут в день, чтобы пообщаться с собственным ребенком. Спросить как прошёл день, посмотреть в его глазки, которые говорят сами за себя, и порой гораздо больше чем ребенок планирует сказать в слух.

Нет на это время? Тогда какие претензии к обществу!

Зато находим время смотреть сериалы, болтать с подругами по телефону, торчать у компьютера. На это время у нас всегда есть.

Давайте начинать с себя, и не с понедельника, а прямо сегодня, сейчас.

С уважением, Ольга Батырева.

Наталия Страхолес комментирует...

Вот уж тема, так тема.
Моему сыну сейчас 13 лет, сильно его любя, я ему наношу вред. До сих пор учим уроки вместе, а это 8 класс! Понимаю, что так нельзя, но не знаю как обьяснить, что такое ответственность, что нужно учиться. Умом ребенок понимает, но очень лениться. Нельзя все списывать на учителей, у них очень большая нагрузка - много отчетности, планов, мероприятий, до детей уже нет ни времени ни сил. Для них это просто РАБОТА - полностью согласна. Хотя есть, конечно учителя от БОГА, с которыми детям хорошо.

Alla Baklane комментирует...

Ирина, я второй раз возвращаюсь на Ваш блог, а комментировать эту статью для меня трудновато, ведь мои дети уже выросли, а с другими детьми общаюсь очень редко.

Сколько людей, столько и мнений, однако в каждом ребёнке заложены как положительные черты, так и отрицательные и каким росткам будет дан зелёный свет зависит от взрослых, ведь дети на уровне подсознания копируют поведение родителей и окружающих их людей.

Чижова Наталья комментирует...

Здравствуйте,думаю что время здесь не причём,просто пришло время что теперь наша очередь об этом задуматься.Когда мы росли мы не думали об этом,думали наши родители.Всё идёт по инерции ,из поколения в поколение,трудные родители воспитывают трудных детей.Они просто не знают ,что может быть по другому.Пока будет существовать понятие "трудный ребёнок"будут и "трудные родители"потому что одно вытекает из другого. Но только в наших силах всё изменить ,если каждый начнёт с себя . Но этот процесс очень долгий,тем не менее никто не мешает проявлять к детям чуточку заботы,любви и внимания.

Ольга Абрамова комментирует...

Учитель учит, а родители воспитывают. Но часто родители перекладывают ответственность с себя на врачей, учителей, воспитателей. А ведь у них есть свои дети.
В целом это одна большая проблема и никакими материальными действиями она никогда не решится, т.к. порождена именно материей. Лечить общество надо духовными средствами. Не просто любить и пичкать различными мат.ценностями, но объяснять всё с духовной точки зрения. Начать самим развиваться в этом направлении и детям помогать.

Светлана Пантелеева комментирует...

Тема сложная, но сложной она была во все времена. Конечно, в советские времена дети были другими. Почему? Мне кажется, потому что ими легче было управлять. Всякие организации, державшие в своих ежовых рукавицах не только детей, но и взрослых, не давали баловаться, прорабатывали всяческие попытки выделится, думать и делать не так, как все. Нужно было быть смелым, отважным, бескорыстным, жертвенным.
Четко давались модели поведения в разных ситуациях и очень трудно было их поменять.
Помню, пришел к нам в институт мальчик на первый курс, с длинными волосами. Его ели поедом все преподаватели. И в конце концов "ушли" парнишку из института, лишь потому, что он пошел на принцип и не стал стричься.
Сейчас люди, и дети тоже, получили свободу. И учителя, привыкшие жить и работать в то время - не знают, как увлечь, чем занять. Пугать-то нельзя. Новых, прогрессивных, горящих на работе преподавателей днем с огнем не сыщешь. Но искать надо, это точно.
Скажу, что моя дочь училась в лицее восточной культуры, гле у каждого преподавателя была своя авторская программа, где не было учителей, отрабатывающих стаж или зарплату. И там не было детей неувлеченных, злых, стяжателей. Всем хотелось учиться, все стремились.
Думаю, если правильно работать нам взрослым: преподавателям и родителям, то мы сможем вырастить прекрасное поколение. НО, равнодушные сами, мы пораждаем равнодушие в детях....

Inna Sablinska комментирует...

Я думаю, что дети не меняются. Всегда были дети из неблагоприятных семей.

Дети, как раз таки стали разношерстые. Кто-то танцует, кто-то поет, кто-то вышивает.

Благодаря свободе, дети обрели свободу выбора, и получается, что все по своему таланты.

Задача учителя-эти таланты раскрыть, а не думать о том, хуже дети стали, или лучше.

Это сугубо мое мнение.

Lora Xlebnikova комментирует...

Когда читала комментарии, "увиделся" ответ - мне кажется, что каждый человек это как сфера, шарообразная аура. У кого-то она малюсенькая, у кого-то большая, метров на 5-6. И если учитель обладает большой энергетикой, знает законы вселенной, не разучился сам мечтать, то и весь класс будет вовлечён. Профессия учителя всё же это подразумевает...
А вот родитель не каждый является педагогом, к сожалению. И так как самое сильное влияние на ребёнка оказывает именно семья, то мама с папой должны давать любовь, любовь и ещё раз любовь своему дитю.

ИрЭн комментирует...

Согласна с мнением психолога: "А я бы вообще не рекомендовала работать с детьми тем, кто считает, что они ужасные и кому их жаль... По-моему, к детям нужно подходить с другими чувствами! При этом я, конечно, не в розовых очках..." Мало того, что в семьях не во всех правильная позиция, так еще в школе есть педагоги и равнодушные, и безответственные, и случайно попавшие, а самое главное совершенно не любящие детей! Это подходит выражение одного педагога: "Так хорошо в школе работать, но еще бы детей убрали!"
Поэтому в школе тяжело, единых требований нет к ребенку. Вот он и может вести себя так и так.

Натали Барткова комментирует...

Еще одна трудная и вечная тема!.. Во все времена (не только наши - загляните в историю) были герои и подонки,были дети трудные и "ангелочки"... И всегда так будет!. У медали - две стороны, у палки - два конца, у жизни - свет и мрак.. Если бы всё было только хорошо или только плохо, тогда был бы повод - бить тревогу..

Хуже ли мы (как поколение) наших родителей или бабушек-дедушек? А сравнивать нельзя. Что мы подчас делам? Механически переносим либо себя "туда", либо людей "оттуда" меряем нашими современными мерками..

А ведь человек - "продукт" не только своих родителей, своего поколения, но и своей эпохи... и "выдергивать" его из той системы ценностей, той политической ситуации.. не правильно..

Часто слышишь: сейчас такие нравы.. сейчас такие дети!.. А дальше примеряют с тем, что было.. Это механическая сверка... она не дает реальной картины.. Да, сейчас дети ведут себя так, как дети того времени и помыслить не могли, да, есть бедные и нищие - и всегда были!

Но нельзя сравнивать уровни там и тут.. а если и сравнивать, то давать "погрешность" или "коэффициент".. от.. и учитывать общую "картину мира".. тогда мы посмотрим, что не все так плохо и сейчас..

То, чем владеют сегодняшние дети и взрослые, нельзя ставить рядом с тем, что было тогда.. общий уровень развития и благосостояния он другой.. Система ценностей и те. кто ей следует или ее преступает.. тоже нельзя равнять механически..И если под таким углом посмотреть на все, что затронуто Ириной и комментировавшими ее, то окажется, что "не так страшен чёрт"..

А Ирине - огромное спасибо, что смогла вызвать такое море чувств и переживаний.. Меня очень радует, что в этом туре с нами много педагогов. Это так здорово!

Низкий вам поклон за ваш труд, который во все времена легким никогда не был.

ТАТЬЯНА ЛЕМЕШКО комментирует...

Ежедневно сталкиваюсь с тем, что родители сегодня или очень заботливые (чеорезчур) или наоборот не обращают внимания на детей.. одеты, обуты, что еще нужно. А детям нужно внимание и не 10 -15 мин. в неделю, а по часу и больше в день, что бы быть в курсе, что происходит в жизни ребенка.

Дети, конечно разные, но мы взрослые в первую очередь позволяем, им быть плохими и делать вещи из ряда вон выходящие, мы взрослые своими поступками учим и показываем пример. Не только своим детям, но вообще...

Ирина, а вам спасибо и за статью, и за ваш труд, и за ваше небезразличие.

Евгений Илясов комментирует...

Готов подписаться под комментарием Ольги Батыревой. Начнём прямо сейчас дарить своё внимание детям - получим через какое-то время тех, кем сможем гордиться. А чтобы гордиться кем-то сегодня, надо было вкладывать в них душу много лет тому назад. А когда время вкладывается в телевизор и в телефон, то детям перепадают самые ничтожные крохи...

Alexander Dubinin комментирует...

Да, в принципе можно согласиться, что у нынешних учеников нет цели... Но в то же время не всегда понятно куда мы их хотим привести. Просто нужна определенная система ценностей, на которую нужно опираться в обучении и воспитании. Если эту систему не сформировать, то и бестолку биться над созданием целей подрастающего поколения.